|
||||||||
ДРАМТЕАТР |
дневные серые будни
репетиций, когла по сто раз повторяется одно и то же ради того, чтобы
состоялось чудо, чтобы возникло оно в этом странном помешении с тремя
стенами, именуемом театром". Так написал Богумил Райнов в одной из
своих повестей.
Но в праздник, в День
театра, о буднях ни слова. Только поздравления, только слова
благодар-ности этим удивительным людям в масках, творящим высокое
Искусство. |
говорила так специфично и всегда
"под градусом" для сугрева. Я смотрела на нее: ну, вылитая Дина, только
вот "градусов" на сцене не было, и Попов, и я были против. Мне всегда
интересно выискивать характерные черты. Искать, думать, репетировать
увлекательней даже, чем играть. Хотя я довольна своими ролями,
"Пигмалион" - это же подарок судьбы, особенно |
шевный комфорт, истинные ценности
не вдалбливались, а были законом жизни. Но самое главное, что я
поняла, работая в театре: актриса должна быть сильной. Наша
профессия ужасно тяжела, недаром люди сцены и спиваются, и сходят с
ума. И надо выстоять, чтобы не сломаться, чтобы не сломали. И момент
перехода из одной возрастной категории в другую в
теат |
|||||
Сегодня - Международный день
театра. Но этот праздник не раз в году - каждый день актеры выходят
на сцену, будь это Большой театр или наспех сколоченные полмостки. Огни
рампы -всегда волшебное сияние. "Для зрителя театр -вечный праздник. Но для
актера этот храм Мельпомены часто похож на волшебную мантию,
вывернутую наизнанку: стертые ступени лестниц, уборные, пропахшие
потом и гримом, и каждо- |
||||||||
Она - любимица зрителей,
режиссеров,критиков, она - героиня в каждом спектакле, на все времена.
Взглянуть на афишу - весь репертуар на ней, она - и королева Анна, и
хозяйка гостиницы Мирандолина, и очень русская помещица из комедии
Островского. Разная, непредсказуемая, меняющаяся до
неузнаваемости, она - примадонна, заслуженная артистка России
Ольга Красикова.Беседовать с актрисой - это вслушиваться в
знакомые по спектаклям интонации, узнавать знакомые жесты: кто это
всплеснул сейчас руками, Красикова или Купавина? О примадонне пишут
много, поэтому уже в начале разговора Ольга Анатольевна
попросила:
- Давайте не будем
вспоминать, где я родилась и как решила стать актрисой, - уж столько
раз...
- Хорошо, поговорим об
этом театральном сезоне, для вас он, как всегда, был насыщенным:
главные роли в пьесах "Игра любви и случая" Пьера Карле де Мариво, "Орфей
спускается в ад" Теннесси Уильямса, "Пигмалион" Джорджа Бернарда
Шоу.
- Роль в "Орфее",
сложная, насыщенная драматизмом, для меня была очень важна. Там
я впервые играла женщину своего возраста, и мне были настолько
понятны и близки все переживания, что режиссер вообще не делал
замечаний. Войти в подобный материал сложно, у меня перед |
|
|||||||
Примадонна
нежная, примадонна
страстная |
ре нагляден как нигде в
жизни: еще вчера играла героинь, а завтра - благородных матерей, но
самое-то трагическое, что, как известно, стареет только тело, душа
остается юной.И переход из роли в роль - |
|||||||
минутно.
- Хотя сейчас есть
видеозапись.
- Не тот эффект. Никогда
сухая пленка не вызовет таких эмоций, как живая игра, при которой есть
взаимодействие актера и зрителя. В такие минуты понимаешь: это
неважно, где ты работаешь, в провинции ли, в столице. В
молодости хотелось, конечно, в Москву, в Москву. Но, по большому
счету, и там может не быть Искусства, а здесь оно может быть, и тогда
место работы уже безразлично, главное - творчество. Чем сложнее
спектакль - неважно, Шекспир это или Уильяме, -чем напряженнее в нем
ситуация, тем сильнее нужно выкладываться, играть на всю
катушку, уж точно - или быть, или не быть, иначе ничего не
произойдет. А чувствуя твое напряжение, зритель пойдет за тобой, и будет
это сосуществование на одной волне, которое в театре - главное. И
ведь все просто: на сцене -мужчина и женщина, и то, что происходит между
ними, понятно и близко многим.
- Не только в "Орфее". В
"Игре любви и случая" тоже мужчина и женщина - это же вечная
тема.
- Ну, там все в шутливой |
Мне сказал: "Сильвия должна
быть похожей на Клаудиу Шиффер".
Нашел эталон красоты! Да
если эту макаку умыть...
- Ну, я после такого
разговора шла пешком домой, оценивала себя критически и поняла
-недотягиваю до Клаудии. А Маше Поповой, играющей мою служанку,
требовалось быть грудастой И с бедрами, чем-то вроде
Гундаревой-Смеральдины в "Слуге двух господ".
- Бедная
Маша!
- Но когда начали работать,
Маша стала искать свои краски для образа и габариты не
понадобились. А я пошла в другую сторону и стала делать образ
типа куклы Барби: и
прическа,
|
была интересна работа над первой
частью, когда придумывали и прическу, и костюмы.
- Голос не сорвался на воплях
Элизы? |
радость, но и напряжение:
вечером играю Лей-ди в "Орфее", утром - Серую Мышь в "Коте
Леопольде", а другим вечером -Дину в комедии. Может ли человек
уместить в себя все и при этом не сорваться? Но, вообще, у нас такая
страна, где женщина должна быть сильной. Вынуждена. У нее просто
нет другого выхода. У меня подруга вышла замуж за американца и
прислала письмо: "Я попала в другое измерение".
- Чем нужно спасаться от
стрессов?
- Ухожу в семью,
общаюсь с сыном, с мужем. Слушаю классическую музыку. В
молодости любила Окуджаву, Никитиных, Галину Бе-седину. И сегодня мне
нужна подобная музыка для души, потому часто бываю на концертах в
филармонии.
- Какие-то перемены в вас
происходят?
- Да, и не в лучшую
сторону, но не в плане внешности: уходят какие-то иллюзии,
больше сталкиваешься с реальностью. Недавно я перечла "Преступление и
наказание" Достоевского и, к ужасу своему, обнаружила, что человек не
меняется, природа людская лучше не становится, к сожалению. |
|||||
|
||||||||
|
||||||
каждым таким большим,
серьезным спектаклем день мучительный, уже к середине его
вымучиваешься и думаешь: "О Господи, и зачем я только согласилась на
эту роль, ну поскорее бы все прошло, что ли..." А потом -приходишь в
театр, концентрируешься. Вообще, для актера очень важно, когда роль
пропускаешь через себя, затрагиваешь какие-то струны в душе: только тогда
есть отдача зала, а это необходимо. Потому что работаешь, работаешь, идет
поток, и нет времени оценить сделанное, но если чувствуешь, что что-то
пробуждаешь в людях, тогда -все не зря, все обретает смысл. Театр -
дело тонкое. Художник напишет картину, и она будет существовать годами, а
здесь все сию- |
форме. Хотя играть Сильвию было
непросто: ведь ей всего-то восемнадцать. Я прочла интервью Олега
Меньшикова о съемках в "Сибирском цирюльнике", где он играл
человека много моложе себя годами, и поняла, что у всех
актеров здесь одинаковые ощущения: необходимость избавиться
от этого груза - жизненного опыта, некоторого даже, может быть,
цинизма. Вспоминаю, когда мне было 18: вообще ничего не нужно, только
выйти на сцену, хоть постоять на ней, попробовать, как я умею играть, -
посмотрите, оцените, полюбите меня! А когда сейчас играешь 18-летнюю,
опыт помогает, но где взять наивный взгляд и свежесть чувств? А Котов -
режиссер очень странный, неординарный, он всех актрис словно по
баллам расписал. |
и юбочки, и "ой-ой".
И режиссер, человек очень тонкий, пошел
за нами. Хотя репетировали странно, мне было как-то непривычно
слышать, что абсолютно классический материал - комедия плаща и шпаги -
пронизывался современными репликами, и я опасалась: а вдруг
зритель нас не поймет. Но - получился венецианский карнавал, исходя
из материальных возможностей театра.
- Но, если говорим о
возрасте, в "Неугомонной бабушке" Дина - тоже
приблизительно ваша ровесница. И какая колоритная продавщица из
овощного получилась! Подсмотрели где-то типаж?
- Конечно. У нас возле
магазина всю зиму торговала женщина: крупная, в валенках сорок
последнего размера и |
Было. Но этот тип я тоже подсмотрела -
в троллейбусе, где ехали две девчонки, и одна другой хрипло говорит: "Мы с
тобой тут лалы толкуем, а остановку свою проехали!" Я так
старалась запомнить эту реплику, ее мелодику, а от нее уже потом
пошел образ.
- Но раз вы можете
воплотиться в юную леди, молодость в душе живет. С какими
мыслями встречаете утро?
- Я по натуре человек
очень эмоциональный, и если что-то неприятное в жизни присутствует, я не
могу не обращать внимания, пока уж оно само себя не изживет. Но
оптимизм в душе есть всегда, может быть, это от папы с мамой, от
воспитания: они никогда не давили на нас с братом, просто в
семье был ду- |
И такое ощущение, что мы сейчас
движемся не по спирали, а по кругу. И в каждом поколении есть
ряд высоких людей, таких, как Гердт, Окуджава, Сахаров, и после их
ухода - паника в душе: что-то теряется.
Я не люблю смотреть
телевизор, потому что изменить все равно ничего не смогу. Так
лучше постараться сберечь лучшее что-то в себе - в общении с
ребенком, с природой, на концертах.
Я вспоминаю последнее интервью
Зиновия Гердта: уже наступило это сумасшедшее время, но на нем никак
не отразилась эта сиюминутность, он умудрился остаться порядочным,
интеллигентным человеком. Актер таким и должен быть - и аполитичным,
и современным. |
||
|
||||||