ДРАМТЕАТР
дневные серые будни репетиций, когла по сто раз повторяется одно и то же ради того, чтобы состо­ялось чудо, чтобы возникло оно в этом странном помешении с тремя стенами, именуемом теат­ром". Так написал Богумил Райнов в одной из сво­их повестей.
Но в праздник, в День театра, о буднях ни сло­ва. Только поздравления, только слова благодар-ности этим удивительным людям в масках, творящим высокое Искусство.
говорила так специфично и всегда "под градусом" для сугрева. Я смотрела на нее: ну, вылитая Дина, только вот "градусов" на сцене не было, и Попов, и я были против. Мне всегда интересно выискивать характерные черты. Искать, думать, репетировать увлека­тельней даже, чем играть. Хотя я довольна своими ро­лями, "Пигмалион" - это же подарок судьбы, особенно
шевный комфорт, истинные ценности не вдалбливались, а были законом жизни. Но самое главное, что я поня­ла, работая в театре: актри­са должна быть сильной. Наша профессия ужасно тя­жела, недаром люди сцены и спиваются, и сходят с ума. И надо выстоять, чтобы не сломаться, чтобы не слома­ли. И момент перехода из одной возрастной катего­рии в другую в теат­
Сегодня - Международный день театра. Но этот праздник не раз в году - каждый день акте­ры выходят на сцену, будь это Большой театр или наспех сколоченные полмостки. Огни рампы -всегда волшебное сияние. "Для зрителя театр -вечный праздник. Но для актера этот храм Мель­помены часто похож на волшебную мантию, вы­вернутую наизнанку: стертые ступени лестниц, уборные, пропахшие потом и гримом, и каждо-
Она - любимица зрите­лей, режиссеров,критиков, она - героиня в каждом спектакле, на все времена. Взглянуть на афишу - весь репертуар на ней, она - и королева Анна, и хозяйка гостиницы Мирандолина, и очень русская помещица из комедии Островского. Раз­ная, непредсказуемая, ме­няющаяся до неузнаваемо­сти, она - примадонна, зас­луженная артистка России Ольга Красикова.Беседо­вать с актрисой - это вслу­шиваться в знакомые по спектаклям интонации, уз­навать знакомые жесты: кто это всплеснул сейчас рука­ми, Красикова или Купавина? О примадонне пишут много, поэтому уже в нача­ле разговора Ольга Анато­льевна попросила:
-   Давайте не будем вспоминать, где я родилась и как решила стать актри­сой, - уж столько раз...
Хорошо, поговорим об этом театральном се­зоне, для вас он, как все­гда, был насыщенным: главные роли в пьесах "Игра любви и случая" Пьера Карле де Мариво, "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса, "Пиг­малион" Джорджа Бер­нарда Шоу.
-  Роль в "Орфее", слож­ная, насыщенная драматиз­мом, для меня была очень важна. Там я впервые игра­ла женщину своего возрас­та, и мне были настолько понятны и близки все пере­живания, что режиссер во­обще не делал замечаний. Войти в подобный материал сложно, у меня перед
Примадонна нежная, примадонна страстная
ре нагляден как ниг­де в жизни: еще вче­ра играла героинь, а завтра - благородных матерей, но самое-то трагическое, что, как известно, стареет только тело, душа ос­тается юной.И пере­ход из роли в роль -
минутно.
Хотя сейчас есть ви­деозапись.
-  Не тот эффект. Никогда сухая пленка не вызовет таких эмоций, как живая игра, при которой есть взаимодействие актера и зрителя. В такие ми­нуты понимаешь: это неваж­но, где ты работаешь, в про­винции ли, в столице. В мо­лодости хотелось, конечно, в Москву, в Москву. Но, по большому счету, и там может не быть Искусства, а здесь оно может быть, и тогда мес­то работы уже безразлично, главное - творчество. Чем сложнее спектакль - неважно, Шекспир это или Уильяме, -чем напряженнее в нем ситу­ация, тем сильнее нужно вык­ладываться, играть на всю ка­тушку, уж точно - или быть, или не быть, иначе ничего не произойдет. А чувствуя твое напряжение, зритель пойдет за тобой, и будет это сосуще­ствование на одной волне, которое в театре - главное. И ведь все просто: на сцене -мужчина и женщина, и то, что происходит между ними, по­нятно и близко многим.
Не только в "Орфее". В "Игре любви и случая" тоже мужчина и женщина - это же вечная тема.
- Ну, там все в шутливой
Мне сказал: "Сильвия дол­жна быть похо­жей на Клаудиу Шиффер".
Нашел эталон красо­ты! Да если эту макаку умыть...
-  Ну, я пос­ле такого раз­говора шла пешком домой, оценивала себя критичес­ки и поняла -недотягиваю до Клаудии. А Маше Попо­вой, играющей мою служанку, требовалось быть грудастой И с бедрами, чем-то вроде Гундаревой-Смеральдины в "Слуге двух господ".
-    Бедная Маша!
-  Но когда начали работать, Маша стала искать свои краски для обра­за и габариты не понадоби­лись. А я пошла в другую сто­рону и стала делать образ типа куклы Барби: и прическа,
была интересна работа над первой частью, когда приду­мывали и прическу, и костю­мы.
- Голос не сорвался на воплях Элизы?
радость, но и напря­жение: вечером играю Лей-ди в "Орфее", утром - Се­рую Мышь в "Коте Леополь­де", а другим вечером -Дину в комедии. Может ли человек уместить в себя все и при этом не сорваться? Но, вообще, у нас такая страна, где женщина долж­на быть сильной. Вынужде­на. У нее просто нет друго­го выхода. У меня подруга вышла замуж за американ­ца и прислала письмо: "Я попала в другое измере­ние".
Чем нужно спасаться от стрессов?
-  Ухожу в семью, обща­юсь с сыном, с мужем. Слу­шаю классическую музыку. В молодости любила Окуд­жаву, Никитиных, Галину Бе-седину. И сегодня мне нуж­на подобная музыка для души, потому часто бываю на концертах в филармонии.
Какие-то перемены в вас происходят?
- Да, и не в лучшую сто­рону, но не в плане внешно­сти: уходят какие-то иллю­зии, больше сталкиваешься с реальностью. Недавно я перечла "Преступление и наказание" Достоевского и, к ужасу своему, обнаружи­ла, что человек не меняет­ся, природа людская лучше не становится, к сожалению.
каждым таким большим, се­рьезным спектаклем день мучительный, уже к середи­не его вымучиваешься и ду­маешь: "О Господи, и зачем я только согласилась на эту роль, ну поскорее бы все прошло, что ли..." А потом -приходишь в театр, концен­трируешься. Вообще, для актера очень важно, когда роль пропускаешь через себя, затрагиваешь какие-то струны в душе: только тогда есть отдача зала, а это необходимо. Потому что работаешь, работаешь, идет поток, и нет времени оценить сделанное, но если чувствуешь, что что-то про­буждаешь в людях, тогда -все не зря, все обретает смысл. Театр - дело тонкое. Художник напишет картину, и она будет существовать годами, а здесь все сию-
форме. Хотя играть Сильвию было непросто: ведь ей все­го-то восемнадцать. Я прочла интервью Олега Меньшикова о съемках в "Сибирском ци­рюльнике", где он играл че­ловека много моложе себя го­дами, и поняла, что у всех ак­теров здесь одинаковые ощу­щения: необходимость изба­виться от этого груза - жиз­ненного опыта, некоторого даже, может быть, цинизма. Вспоминаю, когда мне было 18: вообще ничего не нужно, только выйти на сцену, хоть постоять на ней, попробовать, как я умею играть, - посмот­рите, оцените, полюбите меня! А когда сейчас играешь 18-летнюю, опыт помогает, но где взять наивный взгляд и свежесть чувств? А Котов - ре­жиссер очень странный, нео­рдинарный, он всех актрис словно по баллам расписал.
и юбочки, и "ой-ой".
И режиссер, человек очень тонкий, пошел за нами. Хотя репети­ровали странно, мне было как-то непривычно слышать, что абсолютно классический материал - комедия плаща и шпаги - пронизывался совре­менными репликами, и я опа­салась: а вдруг зритель нас не поймет. Но - получился вене­цианский карнавал, исходя из материальных возможностей театра.
Но, если говорим о воз­расте, в "Неугомонной ба­бушке" Дина - тоже прибли­зительно ваша ровесница. И какая колоритная продав­щица из овощного получи­лась! Подсмотрели где-то типаж?
- Конечно. У нас возле ма­газина всю зиму торговала женщина: крупная, в валенках сорок последнего размера и
Было. Но этот тип я тоже подсмотрела - в троллейбусе, где ехали две девчонки, и одна другой хрипло говорит: "Мы с тобой тут лалы толку­ем, а остановку свою проеха­ли!" Я так старалась запом­нить эту реплику, ее мелоди­ку, а от нее уже потом пошел образ.
Но раз вы можете воп­лотиться в юную леди, мо­лодость в душе живет. С ка­кими мыслями встречаете утро?
-   Я по натуре человек очень эмоциональный, и если что-то неприятное в жизни присутствует, я не могу не об­ращать внимания, пока уж оно само себя не изживет. Но оп­тимизм в душе есть всегда, может быть, это от папы с мамой, от воспитания: они ни­когда не давили на нас с бра­том, просто в семье был ду-
И такое ощущение, что мы сейчас движемся не по спи­рали, а по кругу. И в каж­дом поколении есть ряд вы­соких людей, таких, как Гердт, Окуджава, Сахаров, и после их ухода - паника в душе: что-то теряется.
Я не люблю смотреть те­левизор, потому что изме­нить все равно ничего не смогу. Так лучше постарать­ся сберечь лучшее что-то в себе - в общении с ребен­ком, с природой, на концер­тах.
Я вспоминаю последнее интервью Зиновия Гердта: уже наступило это сумас­шедшее время, но на нем никак не отразилась эта си­юминутность, он умудрился остаться порядочным, ин­теллигентным человеком. Актер таким и должен быть - и аполитичным, и совре­менным.
Сайт создан в системе uCoz