ж v/ »-* * » ■'J
дежде и о борьбе с нею, отказе от нее, потому что где-то там есть еще одна женщина, проклятая и лю­бимая, и Его сердце все еще в ее власти. Какая боль! Такую боль могут испытывать лишь люди оду­хотворенные и глубокие. Потому что' это боль не за себя, а за того человека, которому пред­стоит страдать по Его милости.
Спектакль «Двое на качелях» — о любви. О той любви, что понятна каждому, что одна на всех, у кото­рой нет преград. Не берусь гадать, отчего это с некоторых пор чуть ли не каждый устно или письменно оставляющий свой след в исто­рии автор возглашает о том, что красота спасет мир. При этом необходимо заметить, никакого особого смысла в эту фразу не вкладывается, и, выходит, мало кто догадывается: что же за этой зага­дочной формулой стоит. А если говорить, вспоминая автора этого высказывания, то надо вспомнить любимое детище Федора Михайло­вича Достоевского, ребенка-чело­века, который начинается с состра­дания, с жалости к людям. Эти двое на сцене — взрослые дети, сумев­шие понять, пожалеть, спасти друг друга. И найти один с помощью другого свой путь в жизни.
Матвеев трудно умещается в про­странстве современной пьесы, его темперамент в любой роли ищет разрешения, взрыва, кульминации. Когда «разгуливается», он букваль­но ошпаривает зрителя своими интонациями, перепадами состоя­ний, жестами. Как он играет их разрыв!.. Героиня Ольги Красико­вой сжалась в комочек, опять одна в своем мирке: все слезы зритель­ного зала — ей! А ему — тревога в душах.
И признательность режиссеру, подарившему нам этот спектакль, показавшему, что у каждого чело­века в жизни наступает такой мо­мент. Момент, когда надо заду­маться о самом главном, об истоках человеческого существования. Мо­мент, когда надо думать и действо­вать, а не суетиться.
Думать и сострадать.
Марина ПАНФИЛОВА.
А
АМЕРИКАНСКИЕ
КРАСКИ
НА РУССКОМ ХОЛСТЕ
В этом спектакле она являет нам мягкость, порой безвольность, не­завершенность, уже приведшие ее в тупик. Как часто многим из нас это бывает присуще в высочайшей степени: сами не знаем, каковы мы, куда должны идти. Одинако­во готовы быть всякими. Одно в нас несомненно и универсаль­но: мы несчастны. Нам неловко. Мы чужаки в окружающем нас мире. Мы примеряем маски, про­буя, что нам больше подходит: жестокость, жалость, покорность. Не только Она примеряет эти образы, но и Он. Он всю жизнь получал подаяние от других, но никогда не понимал этого, пока не встретил ее, эту «простодушную дурочку», как Он Ее сам же характеризует. Не случайно в день их встречи герою исполняется 33 го­да — возраст «акме» у мужчин. Но это взросление дается слишком дорого, а прозрение и понимание своих прошлых поступков причиня­ют почти физическую боль. Потому что любовь затерялась в прошлом, а здесь — жалость, нежность, жела­ние помогать и оберегать. Но воспоминания опять утягивают в прошлое, и этот разрыв в душе отражается и на лице актера. Высо­кий, благородный лоб делается чуть более выпуклым, тени у глаз — чуть глубже, а в раскованной пластике Михаила Матвеева, так знакомой зрителям, появляется суетливость, и вдобавок чистые, ясные, живые глаза останавливаются, стекленеют. Вот он стоит рядом с любящей женщиной — наедине, в двух шагах от возможного счастья. В их беседе все в подтексте, то, что произно­сится, почти ничего не значит, потому что разговор в сущности внутри, и он о вспыхнувшей на-
Завершился сезон на малой сцене Тульского академическо­го драматического театра им. М. Горького. Последним спектак­лем был «Отдам в хорошие руки старую добрую собаку», постав­ленный по пьесе Л. Проталина к юбилею заслуженной артистки России С. В. Сотничевской. А предпоследним, 19 июня, на малой сцене играли спектакль «Двое на качелях» У. Гибсона.
ны на разлуку.
Этот спектакль о любви, хотя о любви в нем говорят очень мало. У русских в народе есть такое слово «жалею». Это боль­ше чем любовь. В конце Он подво­дит итог: что второе по значи­мости слово после «любить» — «помогать». Его герой это осознает только после встречи с Ней, женщи­ной, привыкшей подавать, отдавать, помогать до того, что любое ее благодеяние уже становится подая­нием. Так она раздает себя. Разбра­сывает. Не бережет. Не знает себе цены или явно занижает ее.
Ольга Красикова — вода, при­нимающая форму любого сосу­да. Идеальная актриса, мечта любо­го режиссера, феноменальная гиб­кость и пластика: хотите, сыграю праведницу? Могу праведницу. А кокетку хотите? Нет проблем. Но и та, и другая играются с истинно русской страстью и надрывом: по­тому что и праведница, и ко­кетка у Красиковой очень рус­ские. Взаимно перетекающие. Ка­ким образом? На себя посмот­рите.
У нее невероятный актерский талант, позволяющий ей быть вся­кой. Беспомощно и безнадежно русской, как в «Волках и овцах», мягкой и послушной чужой воле, как в «Двоих на качелях». И непо­вторимость актрисы именно в ее уникальной способности к перево­площению, которую она демон­стрирует со сцены уже давно.
В зале был супераншлаг: сиде­ли не только на приставных сту­льях, но и на подоконниках. То ли предстоящая разлука с этим залом на время летних каникул, то ли липовый дурман, окутавший город, поспособствовали тому, что оказа­лось так много желающих посмот­реть эту историю любви. Каждый спектакль, независимо от того, ско­лько раз он сыгран, неповторим, и вчерашний обязательно будет от­личаться от сегодняшнего, а пер­вый от сто первого. И не только протяженностью во времени, на­строением актеров. Замечаешь: иногда бывает совершенно «глу­хой», ни на что не реагирую­щий зал, иногда такая же «глу­хая», никого не затрагивающая сцена. Но в этот июньский вечер, казалось, был наэлектризован даже воздух.
На сцене словно бился ого­ленный нерв, два человека, Он (заслуженный артист России М. Матвеев) и Она (заслуженная арти­стка России О. Красикова), как две птицы, то взлетали вверх, к самым вершинам счастья, то, ломая кры­лья, обрушивались вниз: жизнь, любовь, качели.
Эта пьеса — вневременная и вполне космополитична, поэтому не хочется называть героев теми име­нами, которые им дал автор. В кон­це концов, ее героиня могла бы родиться не в Бронксе, а, скажем, в Черемушках, а герой — приехать из Калининградской области в сто­лицу, а не из какого-то американ­ского штата: от такой перестановки суть действия, поступки и мысли действующих лиц не изменились бы.
Режиссер-постановщик А. По­пов и художник-постановщик Б. Ентин создали на сцене два мира — его и ее обиталище. Ведь когда встречаются два человека — это равносильно встрече двух планет, двух разных вселенных.
Александр Попов никогда не ставит пьес, иллюстрирующих на­ши сиюминутные страсти, каждая его режиссерская работа как раз­мышление вслух о вечном, о не­преходящих ценностях. Нас так долго приучали к тому, что обычно герои книг и пьес, пройдя полный опасности путь, находят друг друга для взаимного счастья и любви, и поэтому странным и непонятным кажется, что эти два потерпевших крушение человека просто обрече-
Ольга Красикова в спектакле Двое на качелях


Сайт создан в системе uCoz