ПОРТРЕТ НЕПОСТОРОННИМИ ГЛАЗАМИ
«Двое на качелях» У. Гибсона в ТДТ им. Горького — дебют на малой сцене двух давным-давно знакомых по большой сцене артистов, которые сами выбрали себе пьесу, сами выбрали в партнеры друг друга. Поставил пьесу главный режиссер теат­ра А. Попов. Так что спектакль в некотором роде экспериментальный. И этот экспери­мент можно назвать весьма успешным.
Пьеса «Двое на качелях» о том, как двое людей помогают друг другу понять самих себя, определиться в жизни. Она и о любви, и о чувстве собственного достоин­ства. Герои ее — не совсем удачливые тридцатилетние люди. Играют их артисты Ольга Красикова и Михаил Матвеев. Герои­ня — простая, открытая, добрая. «О, да ты — вечная жертва»,— говорит о ней ге­рой М. Матвеева. И эта вот доверчивость, жертвенность, женственность Гитель, го­товность прийти на помощь даже малозна­комому человеку преобразуют героя. Он находит в себе силы для того, чтобы начать новую жизнь, но без Гитель. А Ги­тель, полюбив, становится взрослее и муд­рее. Она остается^ одна — без работы, без любимого человека, но, с его помощью — с верой в собственные силы.
Ольга Красикова играет эту роль с подлин­ным драматизмом, в полную меру своих возможностей. Такой искренний, привлека­тельный и по-человечески яркий характер у ее героини, что многие зрители просто не верят, что герой ее все-таки не полюбил. Он к ней вернется обязательно, так гово­рят эмоциональные зрительницы...
Единственное, чем я могу их утешить, это сказать: зато актер Михаил Матвеев не мыслит своей сценической жизни без Ги­тель — актрисы Ольги Красиковой.
«Двое на качелях» — своеобразный юби­лей этих двух артистов, чья встреча на сцене произошла ровно десять лет назад в спектак­ле «Соловьиная ночь». А какой же юбилей обойдется без юбилейной статьи или хотя бы интервью? И вот мы с М. Матвеевым решили посидеть и вспомнить эти прошедшие десять лет. И наш диалог мы посвятили Гитель — Ольге Красиковой, — удивительно обаятель­ной и разноплановой артистке, неизменной партнерше М. Матвеева, который мне ска­зал, что после «Двоих на качелях» большая сцена кажется ему уже маленькой — такой самоотдачи и напряжения всех сил требует этот спектакль «на двоих».
Итак, 1984 год. Спектакль «Соловьиная ночь» (реж. В. Кондратьев). Бесхитростная простая история: в освобожденном нашими войсками городе встретились двое — не­мецкая девушка и русский солдат. Героиня Ольги — поначалу испуганная девчонка. По­мню выразительную напряженную спину героини — вот сейчас прозвучит выстрел... Но никто и не собирался ее убивать, и знакомство с Петром, интеллигентным русским парнем, которого играл М. Матвеев, «открыло» эту запуганную войной девчушку для добра и любви. Многим, наверное, запомнилась последняя сцена этого спектак­ля: поднимался плунжер, на котором стояла обращенная ко всему миру героиня спектак­ля, читавшая молитву. От напряженно­сти, страха, закрытости — к полной свободе и вере в человеческое взаимопонимание — таков был рисунок развития этого сцениче­ского характера.
М. Матвеев. Кого она играла в этом
спектакле! Да себя же и играла... «Играйте себя, играйте собой» — вот, пожалуй, спо­соб нашего с ней существования на сцене. Еще с этого спектакля мне понравилась ее азартность, что ли. Обо всем забывала. Такой момент был на одном из спектаклей: наша с ней сцена, а я вижу (помнишь, такая яма на сцене открывалась!), стоит Кра­сикова на краю ямы одной ногой, а другой за ее край зацепилась каблуком и не за­мечает!.. Я уж и о роли забыл, только и думал, как бы ее отвлечь, чтобы назад не попятилась... А в «Дон Хуане» Фиге-рейду мы тоже старались играть самих себя. И Красикова в этом спектакле была — само очарование)
Действительно! Юная девушка приходит в жилище легендарного Дон Хуана. В лице ее — восторг, любопытство и благогове­ние: наконец-то ее мечта сбылась! И линия Дон Хуан — донья Анна была очень краси­вой в этом спектакле — костюмном, живо­писном... «Она живет на сцене»,— эта избитая фраза, как ни к кому более, пожалуй, подходит Ольге. Радость жизни, природное интуитивное чувство правды, безоглядность ее героинь заразительны. И как же «не включиться», не сопереживать ее героиням, если видишь, что актрисе самой доставляет огромное удовольствие жить их жизнью? Жить, а не «работать» роль?
М. Матвеев. Потом были еще и еще роли, где мы играли вдвоем. Можно сказать, мы вместе взрослели на сцене. «Уроки музыки», «Призраки в доме сэра Чарлза» и т. д. И зна­ешь, почему я с ней люблю работать, она соврать не дает. А партнера как чувствует... И еще — умеет быть потрясающе красивой. И некрасивой тоже, вспомни, какой она была в финале «Уроков музыки».
Да — и красивой, и некрасивой. А еще она умеет быть и очень взрослым, сложившимся человеком (если вспомнить ее Эйми Робсарт из спектакля «А дождь себе льет да льет»). И озорным непосредственным ребенком — какие они с Натальей Дружининой непосед­ливые мыши в «Коте Леопольде»! И мягкой, очень женственной и жесткой до жестоко-
сти (в «Призраках в доме сэра Чарлза»). И последняя ее роль — Гитель — это сплав детскости и взрослости, мягкости и жестко­сти. Готовность на такое огромное — как в детстве — счастье, и способность пере­жить — по-взрослому — огромное разоча­рование... Я было хотела спросить Мишу, а в каких спектаклях, где он не занят, ему запомнилась Ольга. Но таких почти нет —, Красикова и Матвеев на протяжении десяти лет самые «репертуарные» в театре артисты,
М. Матвеев. Самая привлекательная ее черта — естественность. Она всегда в любых жизненных ситуациях остается сама собой. На улице встретишь — вряд ли подумаешь, что артистка идет. Она сама мне рассказыва­ла: едет в переполненном троллейбусе, а ей говорят: «Маленькая такая, а толкается!»
И правда, маленькая, но Красикова на сцене не кажется маленькой. На сцене она кажется просто произведением искусства. И надеюсь, что многочисленные поклонники актрисы простят мне такую высокопарность.
М. Матвеев. А ты бы видела, как она собаку выгуливает, не поймешь, кто кого выгуливает... Мы с ней в Польшу ездили несколько лет назад со спектаклем «Лю­бовь» Л. Петрушевской, так она всех очаро­вала — общительная, веселая. С ней очень легко. Знаешь, одна французская актриса сказала: «Актриса — это больше, чем жен­щина. Актер же — меньше, чем мужчина». И она, наверное, права в отношении акте­ров — действительно, в этой профессии теряются какие-то мужские качества. Очень уж зависимая (для мужчины) профессия: и от режиссера зависишь, и от зрителей зависишь. Жить «напоказ» — это ведь жен­щина для этого рождена. Все женщины — актрисы в какой-то мере. А «актриса — это больше, чем женщина» — так вполне можно сказать о ней, об Ольге Красиковой.
Разговаривала с
М. МАТВЕЕВЫМ
Валентина ЛУКОЯНОВА.
НА СНИМКЕ: сцена из спектакля «Дон Хуан». Дон Хуан — М. МАТВЕЕВ, донья Анна — О. КРАСИКОВА.
Сайт создан в системе uCoz