|
||||
ПОРТРЕТ НЕПОСТОРОННИМИ
ГЛАЗАМИ |
||||
|
||||
«Двое на качелях» У. Гибсона в
ТДТ им. Горького — дебют на малой сцене двух давным-давно знакомых по
большой сцене артистов, которые сами выбрали себе пьесу, сами выбрали в
партнеры друг друга. Поставил пьесу главный режиссер театра А. Попов.
Так что спектакль в некотором роде экспериментальный. И этот
эксперимент можно назвать весьма успешным.
Пьеса «Двое на качелях» о том, как
двое людей помогают друг другу понять самих себя, определиться в жизни.
Она и о любви, и о чувстве собственного достоинства. Герои ее — не
совсем удачливые тридцатилетние люди. Играют их артисты Ольга Красикова и
Михаил Матвеев. Героиня — простая, открытая, добрая. «О, да ты —
вечная жертва»,— говорит о ней герой М. Матвеева. И эта вот
доверчивость, жертвенность, женственность Гитель, готовность прийти
на помощь даже малознакомому человеку преобразуют героя. Он находит в
себе силы для того, чтобы начать новую жизнь, но без Гитель. А
Гитель, полюбив, становится взрослее и мудрее. Она остается^
одна — без работы, без любимого человека, но, с его помощью — с верой в
собственные силы.
Ольга Красикова играет эту роль с
подлинным драматизмом, в полную меру своих возможностей. Такой
искренний, привлекательный и по-человечески яркий характер у ее
героини, что многие зрители просто не верят, что герой ее все-таки не
полюбил. Он к ней вернется обязательно, так говорят эмоциональные
зрительницы...
Единственное, чем я могу их
утешить, это сказать: зато актер Михаил Матвеев не мыслит своей
сценической жизни без Гитель — актрисы Ольги Красиковой.
«Двое на качелях» — своеобразный
юбилей этих двух артистов, чья встреча на сцене произошла ровно
десять лет назад в спектакле «Соловьиная ночь». А какой же юбилей
обойдется без юбилейной статьи или хотя бы интервью? И вот мы с М.
Матвеевым решили посидеть и вспомнить эти прошедшие десять лет. И наш
диалог мы посвятили Гитель — Ольге Красиковой, — удивительно
обаятельной и разноплановой артистке, неизменной партнерше М.
Матвеева, который мне сказал, что после «Двоих на качелях» большая
сцена кажется ему уже маленькой — такой самоотдачи и напряжения всех сил
требует этот спектакль «на двоих».
Итак, 1984 год. Спектакль
«Соловьиная ночь» (реж. В. Кондратьев). Бесхитростная простая история: в
освобожденном нашими войсками городе встретились двое — немецкая
девушка и русский солдат. Героиня Ольги — поначалу испуганная девчонка.
Помню выразительную напряженную спину героини — вот сейчас прозвучит
выстрел... Но никто и не собирался ее убивать, и знакомство с Петром,
интеллигентным русским парнем, которого играл М. Матвеев, «открыло» эту
запуганную войной девчушку для добра и любви. Многим, наверное,
запомнилась последняя сцена этого спектакля: поднимался плунжер, на
котором стояла обращенная ко всему миру героиня спектакля, читавшая
молитву. От напряженности, страха, закрытости — к полной свободе и
вере в человеческое взаимопонимание — таков был рисунок развития этого
сценического характера.
М. Матвеев. Кого она играла в
этом |
||||
спектакле! Да себя же и
играла... «Играйте себя, играйте собой» — вот, пожалуй, способ нашего
с ней существования на сцене. Еще с этого спектакля мне понравилась ее
азартность, что ли. Обо всем забывала. Такой момент был на одном из
спектаклей: наша с ней сцена, а я вижу (помнишь, такая яма на сцене
открывалась!), стоит Красикова на краю ямы одной ногой, а другой за
ее край зацепилась каблуком и не замечает!.. Я уж и о роли забыл,
только и думал, как бы ее отвлечь, чтобы назад не попятилась... А в «Дон
Хуане» Фиге-рейду мы тоже старались играть самих себя. И Красикова в этом
спектакле была — само очарование)
Действительно! Юная девушка
приходит в жилище легендарного Дон Хуана. В лице ее — восторг, любопытство
и благоговение: наконец-то ее мечта сбылась! И линия Дон Хуан — донья
Анна была очень красивой в этом спектакле — костюмном,
живописном... «Она живет на сцене»,— эта избитая фраза, как ни к кому
более, пожалуй, подходит Ольге. Радость жизни, природное интуитивное
чувство правды, безоглядность ее героинь заразительны. И как же «не
включиться», не сопереживать ее героиням, если видишь, что актрисе самой
доставляет огромное удовольствие жить их жизнью? Жить, а не «работать»
роль?
М. Матвеев. Потом были еще и
еще роли, где мы играли вдвоем. Можно сказать, мы вместе взрослели на
сцене. «Уроки музыки», «Призраки в доме сэра Чарлза» и т. д. И
знаешь, почему я с ней люблю работать, она соврать не дает. А
партнера как чувствует... И еще — умеет быть потрясающе красивой. И
некрасивой тоже, вспомни, какой она была в финале «Уроков
музыки».
Да — и красивой, и некрасивой. А
еще она умеет быть и очень взрослым, сложившимся человеком (если вспомнить
ее Эйми Робсарт из спектакля «А дождь себе льет да льет»). И озорным
непосредственным ребенком — какие они с Натальей Дружининой
непоседливые мыши в «Коте Леопольде»! И мягкой, очень женственной и
жесткой до жестоко- |
сти (в «Призраках в доме сэра
Чарлза»). И последняя ее роль — Гитель — это сплав детскости и взрослости,
мягкости и жесткости. Готовность на такое огромное — как в детстве —
счастье, и способность пережить — по-взрослому — огромное
разочарование... Я было хотела спросить Мишу, а в каких спектаклях,
где он не занят, ему запомнилась Ольга. Но таких почти нет —, Красикова и
Матвеев на протяжении десяти лет самые «репертуарные» в театре
артисты,
М. Матвеев. Самая
привлекательная ее черта — естественность. Она всегда в любых жизненных
ситуациях остается сама собой. На улице встретишь — вряд ли подумаешь, что
артистка идет. Она сама мне рассказывала: едет в переполненном
троллейбусе, а ей говорят: «Маленькая такая, а
толкается!»
И правда, маленькая, но Красикова
на сцене не кажется маленькой. На сцене она кажется просто произведением
искусства. И надеюсь, что многочисленные поклонники актрисы простят мне
такую высокопарность.
М. Матвеев. А ты бы видела, как
она собаку выгуливает, не поймешь, кто кого выгуливает... Мы с ней в
Польшу ездили несколько лет назад со спектаклем «Любовь» Л.
Петрушевской, так она всех очаровала — общительная, веселая. С ней
очень легко. Знаешь, одна французская актриса сказала: «Актриса — это
больше, чем женщина. Актер же — меньше, чем мужчина». И она,
наверное, права в отношении актеров — действительно, в этой профессии
теряются какие-то мужские качества. Очень уж зависимая (для мужчины)
профессия: и от режиссера зависишь, и от зрителей зависишь. Жить «напоказ»
— это ведь женщина для этого рождена. Все женщины — актрисы в
какой-то мере. А «актриса — это больше, чем женщина» — так вполне можно
сказать о ней, об Ольге Красиковой.
Разговаривала
с
М. МАТВЕЕВЫМ
Валентина
ЛУКОЯНОВА.
НА СНИМКЕ: сцена из спектакля
«Дон Хуан». Дон Хуан — М. МАТВЕЕВ, донья Анна — О.
КРАСИКОВА. |
|||
|
||||